Договор об Антарктике – договор, предусматривающий демилитаризацию района Антарктики, его использование исключительно в мирных целях и превращение в зону, свободную от ядерного оружия. Действие договора распространяется на всю территорию южнее 60 градусов южной широты.

Договор заключен 1 декабря 1959 г. в Вашингтоне 12 государствами, имевшими в 1957?1958 гг. свои научные представительства в Антарктике (Аргентина, Австралия, Бельгия, Чили, Франция, Япония, Новая Зеландия, Норвегия, Южно-Африканский Союз, СССР, Великобритания, США). Вступил в силу 23 июня 1961 г. после его ратификации государствами – первоначальными участниками.

Договор об Антарктике является первым международным соглашением по контролю над вооружениями, заключенным в ходе «холодной войны».

Договором запрещено создание в районе южнее 60-й параллели ю.ш. военных сооружений, проведение военных маневров, испытаний любых видов оружия, в т.ч. ядерного, размещение радиоактивных отходов. Для обеспечения соблюдения положений договора могут проводиться инспекции в любое время и в любом районе Антарктики. Проверке могут подвергнуться все научные станции, установки, морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погрузки.

Договором об Антарктике предотвращено географическое распространение ядерного оружия. На территории вышеупомянутого региона запрещено проведение любых мероприятий военного характера. При этом военный персонал и оборудование могут находиться в пределах региона для проведения необходимых научных исследований и в иных мирных целях.

Для содействия международному сотрудничеству в научных исследованиях в Антарктике производится: обмен информацией относительно планов научных работ в Антарктике; обмен научным персоналом в Антарктике между экспедициями и станциями; обмен данными и результатами научных наблюдений в Антарктике и обеспечивается свободный доступ к ним. За соблюдением Договора установлен строгий контроль. Каждое государство-участник Договора может назначать своих наблюдателей, которые имеют право доступа в любой район Антарктики в любое время. Антарктические станции, установки, оборудования, морские и воздушные суда всех государств в Антарктике открыты для инспекции. Наблюдатели и научный персонал станций в Антарктике находятся под юрисдикцией государства, чьими гражданами они являются.

(см.текст Договора об Антарктике)

(сайт Российской антарктической экспедиции)

По Конвенции о сохранении тюленей Антарктики 1972 г. в районе ее действия граждане или суда, плавающие под флагом участвующих государств не будут забивать или отлавливать виды тюленей, перечисленные в Конвенции. Государства принимают законы, правила и другие меры, включая соответствующую систему разрешений, необходимые для выполнения Конвенции.

(см.текст Конвенции о сохранении тюленей Антарктики 1972 г.)

Правовой режим живых ресурсов Антарктики регламентируется также Конвенцией о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г. По Конвенции любой промысел и связанная с ним деятельность в проводятся в соответствии со следующими принципами: предотвращение сокращения численности любой вылавливаемой популяции до уровней, ниже таких, которые обеспечивают ее устойчивое пополнение; поддерживание экологических взаимосвязей между вылавливаемыми, зависящими от них и связанными с ними популяциями морских живых ресурсов Антарктики и восстановление истощенных популяций; предотвращение изменений в морской экосистеме, которые являются потенциально необратимыми. В соответствии с Конвенцией создана Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики. Комиссия: способствует проведению исследований и всестороннего изучения морских живых ресурсов Антарктики и антарктической морской экосистемы; собирает данные о состоянии популяций морских живых ресурсов Антарктики, изменениях в них и о факторах, влияющих на распределение, численность и продуктивность вылавливаемых видов и зависящих от них или связанных с ними видов или популяций; обеспечивает сбор статистических данных об уловах и промысловых усилиях в том, что касается вылавливаемых популяций; устанавливает потребность в сохранении и анализирует эффективность мер по сохранению; применяет систему наблюдения и инспекции. Меры по сохранению включают в себя: определение количества любого вида, которое может вылавливаться в районе применения Конвенции; определение районов и подрайонов на основе распределения популяций морских живых ресурсов Антарктики; определение количества, которое может вылавливаться из популяций районов и подрайонов; определение охраняемых видов; определение сезонов, открытых и закрытых для промысла; определение открытых и закрытых зон, районов или подрайонов для целей научного изучения или сохранения, включая особые зоны охраны и научного изучения; регулирование промысловых усилий и методов лова, в том числе орудий лова. Учреждается также Научный комитет по сохранению морских живых ресурсов Антарктики, который является консультативным органом Комиссии.

(см.текст Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г.)

В 1991 г. Договор об Антарктике 1958 г. был дополнен Протоколом по охране окружающей среды к Договору об Антарктике. Протоколом Антарктика была определена в качестве “природного заповедника, предназначенного для мира и науки”. Деятельность государств в Антарктике должна планироваться и осуществляться таким образом, чтобы ограничить отрицательные воздействия на окружающую среду Антарктики и связанные с ней экосистемы. Должен проводиться постоянный и эффективный мониторинг для осуществления оценки воздействия ведущейся деятельности. Проверку прогнозированных воздействий. При этом приоритетное значение информационное обеспечение деятельности государств в Антарктике. Государства договорились прекращать действия, если они воздействуют на окружающую среду Антарктики и связанные с ней экосистемы несовместимым с этими принципами образом. К Протоколу об охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1991 г. имеется шесть  Приложений, подробно регламентирующие различные аспекты деятельности в Антарктике: Оценка воздействия на окружающую среду; Сохранение антарктической флоры и фауны; Удаление и управление ликвидацией отходов; Предотвращение загрязнения морской среды; Охрана и управление районами. Приложение VI «Материальная ответственность, возникающая в результате чрезвычайных экологических ситуаций» было принято в 2005 г. на 28-ом КСДА в Стокгольме и вступит в силу после того, как будет одобрено всеми Консультативными сторонами Договора об Антарктике.

Протокол учредил Комитет по охране окружающей среды (КООС) как экспертный консультативный орган для проведения консультаций и разработки рекомендаций для КСДА в связи с имплементацией Протокола. Заседания КООС проводятся ежегодно одновременно с КСДА.

(см.текст Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике)

(ссылка на сайт РАЭ : http://www.raexp.ru/law-international-p2-p4.html)