Антарктида была открыта позднее остальных материков, так как она удалена от всех центров человеческой цивилизации. Ещё в древности люди предполагали о существовании большого участка суши на юге, однако, многие столетия путешествия сюда оставались практически невозможными. Только в конце Средних веков, с началом эпохи Великих Географических открытий, уровень европейской навигации наконец достиг такого развития, что стало возможным пересекать на кораблях океан и открывать новые континенты. Границы “terra incognito” на карте мира всё сокращались, однако, со времён плавания Колумба ещё почти 200 лет никто так и не достиг южных полярных морей планеты. Уже прошла эпоха властвования на море Испании и Португалии, британские и голландские корабли начали бороздить просторы океанов, но легенды о “terra australis” или южной земле ещё оставались легендами.
И только с путешествиями Джеймса Кука (фото) в 1768 – 1771 годах было доказано, что, очевидно, этим южным континентом является материк, открытый в 1606 году Биллемом Янсзоном, и позже названный Австралией. Вторая экспедиция Джеймса Кука 1772 – 1775 годов окончательно разуверила исследователей, что на юге могут быть ещё какие-то земли, которые возможно будет открыть, так как экспедицию Кука остановили льды, окружающие Антарктику. Его корабли обогнули вокруг весь материк, но так и не смогли достичь берегов, хотя несколько раз пересекали Южный Полярный круг. Кук писал в своих дневниках, что «земли, которые могут находиться на юге, никогда не будут исследованы… эта страна обречена природой на вечный холод».
После путешествия Джеймса Кука несколько десятков лет больше не предпринималось никаких попыток исследовать эти территории вечных льдов, хотя в период с 1800 по 1810 годы англичанам удается открыть ещё несколько островов в субантарктической полосе Южного океана. Но только в 1819 году была организована первая российская экспедиция для исследования Антарктики. На судах «Восток» и «Мирный» под руководством Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева. В ходе экспедиции девять раз корабли подходили к берегам ледяного материка, четырежды на расстояние менее 3–15 км. Впервые ими были охарактеризованы крупные акватории, примыкающие к материку, были описаны и классифицированы антарктические льды, а также составлена характеристика климата Антарктики, а на её карту нанесено 28 географических названий, в том числе Берег Александра I, открытый 15 января 1821 года.
Как записал в тот день Ф.Ф. Беллинсгаузен: «Я называю обретение сие берегом потому, что отдаленность другого конца к югу исчезла за предел зрения нашего… Внезапная перемена цвета на поверхности моря подает мысль, что берег обширен.» В 60-х гг. XX века было доказано, что открытая российскими мореплавателями Земля не является островом, а соединена с Антарктидой шельфовым ледником Георга VI.».
С этого времени начинается активное исследование антарктических территорий. Летом 1822 – 1823 годов шотландский зверобой Уэделл при исключительно благоприятных погодных условиях прошел от острова Южной Георгии до 74°15’ ю.ш. и в конце февраля 1823 года свободно плавал в открытом море, позднее названном в честь него морем Уэделла – самом южном море Атлантики. Тогда в 20-е годы результаты его плавания были восприняты как доказательство того, что на юге нет обширной суши, однако при дальнейшем изучении в 30-40-е годы XIX века эта гипотеза была полностью опровергнута. В 1838 – 1842 годах американская правительственная экспедиция под руководством Чарлза Уилкса совершила путешествие вдоль побережья Антарктиды, открыв значительную часть её береговой линии. Его экспедиция прошла огромный путь – около 2800 км близ побережья Антарктиды, славившегося сильнейшими штормами (впоследствии Д. Моусон назвал его «Обителью снежных бурь»). Однако, в середине XIX века по-прежнему существование антарктического материка оставалось под вопросом. Особенно сильно поколебало веру в его реальность путешествие английской экспедиции Джеймса Росса. На двух кораблях «Эребус» и «Террор» в начале октября 1840 года он отправился в южные моря. В ходе экспедиции он достиг 78-ой параллели, установив рекорд плавания в южных широтах. Здесь на острове, названном им «Высоким» (ныне о. Росса) его экспедицией были открыты два вулкана-близнеца, названные в честь кораблей. Здесь же – на юге моря, получившего имя самого Росса мореплаватель открыл землю, названную именем королевы Англии – Землёй Виктории. Росс правильно рассчитал, что на этой Земле в 300 км от берега находится южный магнитный полюс планеты, однако, неверно решил, что Земля Виктории – большой остров, а не часть целого материка. В эти годы на владение южными «островами» всё активнее начинает претендовать Великобритания.
После путешествия Джеймса Кларка Росса исследования в южных водах прекратились на 30 лет, и только в 1874 – 1875 годах сюда вновь отправилась английская океанографическая экспедиция Чарлза Уайтвилла Томпсона на паровом корвете «Челленджер». Присутствовавший на ней натуралист Джон Меррей, изучив поднятые пробы и проанализировав открытия предшественников, пришел к твердому выводу – на юге планеты располагается крупная часть суши. Он был первым, кто нанес на карту береговую линию Антарктиды. 24 января 1895 года норвежский промысловый пароход «Антарктик» совершил высадку на берег Земли Виктории. Здесь молодой биолог Карстен Борхгревинк, бросивший преподавание в университете и устроившийся простым матросом на это судно, ради исследования Антарктики, обнаружил здесь несколько видов мхов и даже три вида цветковых растений на незанятых льдами территориях, доказав, что даже в Антарктике есть жизнь. На рубеже веков начинается освоение внутренних районов ледяного континента.
В начале XX века одна за другой начинаются экспедиции к полярным горным хребтам и ледникам материка. Начинается подготовка к достижению Южного полюса планеты. В 1909 году норвежец Руаль Амундсен готовится к этому очень трудному и опасному переходу через ледяной материк. 14 января 1911 года норвежцы высадились на побережье Антарктиды в Китовой бухте. Вместе с ними на покорение полюса отправилась экспедиция англичан под руководством Роберта Скотта, прибывшая в Антарктику на несколько дней раньше, который предполагал добраться до полюса на моторных санях, индийских пони и собаках. Они отправились в путь 2 ноября 1911 года. Однако, техника подвела Скотта, моторные сани вскоре пришлось бросить, а за 83 параллелью пришлось перебить пони, когда их стало нечем кормить. У 84° были отправлены назад собачьи упряжки, и англичане сами тащили тяжело нагруженные сани. За 85 параллелью Скотт приказал вернуться четверым людям, а у 87°30’ еще троим. Дальше пошли только пять человек: Роберт Скотт, врач Эдуард Уилсон, офицеры Лоуренс Отс и Генри Боуэрс, а также унтер-офицер Эдгар Эванс (На фото).
Последние 250 км дались им особенно тяжело. Сани приходилось тащить по сухому сыпучему снегу, в час они продвигались не более, чем на 2 км, а за день продвигались меньше, чем на 10 км. Когда до полюса оставалось несколько миль, Скотт записал в своем дневнике: «…разглядели чёрную точку впереди… [оказавшуюся] черным флагом, привязанным к полозу от саней. Тут же поблизости были видны остатки лагеря… Норвежцы нас опередили. Они первыми достигли полюса. Ужасное разочарование!». По дороге от своей базы к полюсу англичане устроили десять промежуточных складов провианта и топлива. На обратном пути их ближайшей целью было скорее добраться до очередного склада, чтобы возобновить запасы топлива и горючего. Однако, силы путешественников быстро таяли. Вскоре самый молодой из них – Эванс начал чувствовать признаки душевной болезни, он отставал, падал, пока совсем не изнемог. 17 февраля его не стало. Дальнейший путь оказался еще тяжелее. Команда Скотта всё чаще сбивалась с пути. В конце февраля, когда «топлива стало ужасно мало» начались сильные морозы. Из записей Скотта было видно, как исчезала их воля к жизни, и росло отчаяние. Но до самого конца они не бросили и тащили за собой около 15 килограммов ценнейших образцов пород, собранных на пути к полюсу. Пятница 16 марта или суббота 17 марта, Скотт записал в дневнике: «Потерял счёт числам, но верно, кажется, последнее. Жизнь наша – чистая трагедия. Отс сказал: «Пойду пройдусь. Может быть, вернусь не скоро.» Он ушёл в метель, и мы больше его не видели… мы знали, что… Отс идёт на смерть, и отговаривали его, но… сознавали, что он поступает, как благородный человек…». 29 марта: «С 21-го числа свирепствовал непрерывный шторм… 20-го у нас было топлива на две чашки чая на каждого и на два дня сухой пищи. Каждый день мы были готовы идти… но нет возможности выйти из палатки – так несет и крутит снег. Не думаю, чтобы мы теперь могли ещё на что-либо надеяться…». Последняя запись Роберта Скотта: «Ради Бога, не оставьте наших близких». Поисковый отряд нашел их занесённую снегом палатку только весной – 12 ноября 1912 года. Все путешественники экспедиции Скотта погибли, сам он умер последним, отбросив отвороты спального мешка и расстегнув куртку. В этом месте они и были похоронены. На мемориальном кресте, установленном во льдах в память экспедиции, была высечена эпитафия: «Бороться и искать, найти и не сдаваться» («To strive, to seek, to find, and not to yield»). Вся Великобритания тяжело переживала известия о смерти своих героев. Стоит сказать, что последняя просьба Скотта нашла отклик в сердцах англичан и была выполнена. Значительная сумма, собранная по всей стране обеспечила безбедное существование родным погибших путешественников.
Предполагаемый маршрут Амундсена был короче на 100 километров, чем маршрут Скотта, однако, он пролегал по более сложной местности. Но Амундсен рассчитал все этапы похода с изумительно точностью. Между 80° и 85° через каждый градус он устроил склады с продовольствием и топливом, а чтобы их легко было найти, установил высокие вехи с флагами. Поход Амундсена был начат 20 октября 1911 года с четырьмя товарищами на санях, запряженных собаками. За 85-й параллелью начался тяжелый подъем с шельфового ледника Росса на хребет, названный Амундсеном в честь норвежской королевы хребтом Куин-Мод (впоследствии было доказано, что этот хребет относится к Трансантарктическим горам). Когда часть провианта уже закончилась, Амундсен приказал убить лишних собак, чтобы кормить их мясом остальных животных, однако, и сами путешественники ели это мясо, потому как запасы провизии были на исходе. Экспедиция норвежцев достигла Южного полюса 15 декабря 1911 г. Они разбили палатку на высоком плато, высотой 2800 метров и подняли там норвежский флаг. Руаль Амундсен и его спутники стали первыми людьми, покорившими Южный полюс. 17 декабря они повернули на север. Им пришлось каждые три дня убивать одну собаку, таким образом, люди и животные питались свежим мясом, пока не достигли 85 параллели, где находился первый из оставленных ими складов. Пройдя в оба конца 2800 км, они вернулись в Китовую бухту 26 января 1912 года после 99-суточного ледового похода.
После покорения Южного полюса Амундсеном и Скоттом исследования Антарктики продолжились с новой силой. В декабре 1911 года совершает свою первую экспедицию Дуглас Моусон. Для зимовки его экспедиция выбрала Землю Адели, как оказалось, место с самым суровым климатом на Земле. Нередко среднесуточные ветры достигали здесь скорости 44 м/с. Моусону приходилось наблюдать ветер силой 90 м/с, когда скорость разрушительного урагана – только 30 м/с. Ко всему этому добавлялось самое большое в Антарктике количество осадков – 1600 мм в год. Поход 1912–1913 года едва не стал роковым для самого Моусона, вся его команда погибла, а он сам вернулся на базу только через пять месяцев. Однако, в ходе экспедиции были подтверждены открытия Чарлза Уилкса, исследованы огромные территории, а описание собранной информации составило 22 тома. В 20-е годы XX века начинают совершаться полёты над Антарктидой, что позволило исследовать горы и земли в глубине континента. Среди исследователей этого времени нужно упомянуть американского летчика Ричарда Бэрда, норвежского капитана Нильса Ларсена, американского инженера Линкольна Элсуорта.
Первая советская антарктическая научная экспедиция под начальством опытного полярника и океанолога Михаила Михайловича Сомова высадилась на побережье моря Дейвиса 6 января 1956 года. Неподалеку с помощью экипажей двух дизель-электроходов «Обь» и «Лена» был построен посёлок Мирный. Антарктический сектор между 80° и 105° в.д. был выбран не случайно. Побережье материка было закартировано весьма приблизительно, в ходе работы советских исследователей были обнаружено много новых островов, бухт, мысов и ледников. Кроме базы в посёлке Мирный к концу 1956 года возникли ещё две станции: Пионерская и станция Оазис.
Сейчас в Антарктике действует 37 станций (????). Активно осваивает материк Аргентина, имеющая здесь 6 станций. Россия после распада СССР и возникших экономических трудностей вынуждена была заморозить некоторые из них. Сейчас на материке находится 5 российских станций: “Беллинсгаузен” (62°12’ю.ш. 58°56’з.д.), “Восток” (78°27’ю.ш. 106°52’в.д.), “Мирный” (66°33’ю.ш. 93°01’в.д.), “Новолазаревская” (70°46’ю.ш. 11°50’в.д.), “Прогресс” (69°23’ю.ш. 76°23’в.д.) – (Данные Российской Антарктической экспедиции: http://www.aari.aq/default_en.html). США, Австралия и Чили имеют по 3 станции на материке. Великобритания и Китай – по две станции. Также по одной станции имеют: Норвегия, Франция, Новая Зеландия, Япония, Бразилия, Уругвай, Южная Корея, ЮАР, Германия, Индия, Польша, Украина. Существует также одна совместная станция Франции и Италии.
С 1961 года существует договор, подписанный всеми ведущими странами, согласно которому территории южнее 60° ю.ш. являются демилитаризованными и свободными от ядерного оружия. Также ни одна страна мира не имеет права претендовать на эти территори. Здесь предусматривается свобода научных исследований и поощряется международное сотрудничество с целью обеспечения использования Антарктиды для блага всего человечества.
Страница написана на основе книги И.П. и В.И. Магидовичей «Очерки по истории географических открытий» М.:«Просвещение», 1985
Данные по станциям взяты на сайте Энциклопедии «Вокруг света»: http://www.aari.aq/default_en.html
Подробнее см.